Ðто – обложка детÑкой книжки, которую дочь намётанным взглÑдом выловила в библиотеке (интереÑно то, что как бы нельзÑ).
Книжка довольно “оÑтро” проиллюÑтрировала некоторые мои уже давно ÑформировавшиеÑÑ Ð¼Ñ‹Ñли.
Сюжет детÑкой Ñказки такой: жила-была зебра… Ñ, нет, картинка даёт понÑÑ‚ÑŒ, что зебра была мужÑкого пола, поÑтому буду дальше говорить “он – зебра”. Так вот, жил-был зебра, который был, вообще, хороший парень, только вÑегда пиÑал, очень много и куда попало. Как раз как изображено на обложке. Ð’Ñем окружающим Ñто доÑтавлÑло большие неприÑтноÑти, кому-то залило квартиру, кто-то чуть не утонул, и так далее. Ð’ÑледÑтвие Ñтого нашего зебру выгнали из города. ПоÑле Ñтого в городе ÑлучилÑÑ Ð¿Ð¾Ð¶Ð°Ñ€, зебру позвали обратно, и он, воÑпользовавшиÑÑŒ Ñвоим дарованием, Ñтот пожар в два Ñчёта залил. ПоÑле Ñтого зебру больше не выгонÑли, Ñ ÐµÐ³Ð¾ ÑтранноÑтью ÑмирилиÑÑŒ, и вÑе жили долго и ÑчаÑтливо.
Какие мыÑли Ñта книга вызвала у дочери – не знаю, не уÑпели “обÑудить произведение”. Ру Ð¼ÐµÐ½Ñ – вот такие.
ÐžÑ‡ÐµÐ²Ð¸Ð´Ð½Ð°Ñ ÑпуÑÐºÐ°ÐµÐ¼Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ñ€Ð°Ð»ÑŒ книжки такова: надо быть терпимым к проÑвлениÑм непохожеÑти. Даже еÑли кто-то не такой, как принÑто, Ñто может как раз в чём-то быть полезным и Ð´Ð»Ñ Ð¾Ñтальных тоже. Очень раÑпроÑÑ‚Ñ€Ð°Ð½Ñ‘Ð½Ð½Ð°Ñ Ð² западной Европе идеÑ.
Я Ñчитаю большинÑтво “западных” идей Ñвоими. Ðо ещё – мне вÑегда бывало интереÑно оказатьÑÑ, на Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¸Ð»Ð¸ наÑовÑем, “по другую Ñторону прилавка”, понÑÑ‚ÑŒ противоположную точку Ð·Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° Ñамом деле, так, что – еÑли не разделить её, то прикинуть обÑтоÑтельÑтва, при которых Ñто было бы возможно. Такое Ñ Ð½ÐµÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ñ‹Ð¼Ð¸ моими предÑтавлениÑми о мире ÑлучалоÑÑŒ. С западными идеÑми тоже, и вот иллюÑÑ‚Ñ€Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ñ‚Ð¾Ð¼Ñƒ.
Кроме ÑпоÑобноÑти понимать непохожее, из Ñтой Ñказочки Ñледует и другое заключение. Ðе нужно ÑÐµÐ±Ñ Ð½Ð°Ð¿Ñ€Ñгать, чтобы как-то изменитьÑÑ Ðº лучшему. Я – такой Ñам Ñебе уникальный, такой как еÑÑ‚ÑŒ, и вÑе должны уже за Ñто одно Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾Ñ‡Ð¸Ñ‚Ð°Ñ‚ÑŒ.
ЗдеÑÑŒ мы видим пример, куда можно зайти, еÑли идти в Ñтом направлении не думаÑ. Из Ñтой же Ñерии – выпуÑкники школы, которые не знают таблицы умножениÑ, потому что Ñчитают, что учить её – Ñто Ð´Ð»Ñ Ð½Ð¸Ñ… Ñлишком нетворчеÑкое занÑтие, а ÑƒÑ‡Ð¸Ñ‚ÐµÐ»Ñ Ð½Ðµ могут Ñказать, мол, заткниÑÑŒ и учи, потому что так уже не принÑто. Оттуда же – дети возраÑта лет пÑти, ходÑщие в памперÑах (Ñтрашно Ñмотреть); родителÑм, видимо, кажетÑÑ, что не нужно от детей добиватьÑÑ Ñтого Ñамого первого того, Ñ Ñ‡ÐµÐ¼ младенец должен ÑправитьÑÑ. ЗдеÑÑŒ же и “иÑкуÑÑтво”, которого мы наÑмотрелиÑÑŒ в ХельÑинки предоÑтаточно – за “произведением иÑкуÑÑтва” Ñтоит человек, не умеющий даже на уровне школы риÑовать/играть музыку/ÑочинÑÑ‚ÑŒ Ñтихи, но его чувÑтво ÑобÑтвенной неповторимоÑти прёт Ñквозь его “произведениє так, что больше в них не видно/Ñлышно вообще ничего.
ÐадеюÑÑŒ, каждый найдёт правильное Ð´Ð»Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ñ€Ð°Ð²Ð½Ð¾Ð²ÐµÑие между жизнью по командам “равнÑйÑÑŒ-Ñмирно” и “вертикалью влаÑти”, чаÑтью которой надо ÑвлÑÑ‚ÑŒÑÑ – и зеброй, который Ñам по Ñебе беÑценный д’ÐртаньÑн, и как раз потому, что поÑтоÑнно ходит под ÑебÑ.
ÐšÐ°Ñ‚Ñ | 14-Sep-09 at 12:24 pm | Permalink
Хмммммм…. %)
Мне кажетÑÑ, тут очень важный Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ – а Зебра вообще мог(ла) пиÑать как-то иначе?. Ðу, то еÑÑ‚ÑŒ Ñ‚Ð°ÐºÐ°Ñ Ð²Ð¾Ñ‚ проблема – Ñто от недоÑтатка работы над Ñобой, или же от оÑобенноÑтей физиологии (ÑтроениÑ), которые невозможно изменить? 🙂
Мне каацца, Ñто ключевой момент.
КоÑÑ‚Ñ | 14-Sep-09 at 10:55 pm | Permalink
Ð’ книге Ñтот ключевой момент не уточнÑлÑÑ.
Ðто точно, что еÑÑ‚ÑŒ, например, люди без ног, они ездÑÑ‚ в инвалидных колÑÑках, и Ñти колÑÑки иногда могут мешать на проходе. У Ð¼ÐµÐ½Ñ ÐµÑÑ‚ÑŒ такой знакомый. И тут Ñложный момент. ÐаÑтолько Ñложный, что Ñ Ð´Ð°Ð¶Ðµ не хочу обÑуждать его Ñ Ð»ÑŽÐ´ÑŒÐ¼Ð¸, которых не знаю доÑтаточно хорошо. Ð’ какой мере в желаемом мире – то еÑÑ‚ÑŒ, в котором вÑÑ‘ делаетÑÑ ÐºÐ°Ðº Ñледовало бы, но количеÑтво денег не беÑконечно, – Ñледовало бы учитывать неÑтандартные потребноÑти?
Очень здорово, что кое-где, например, еÑÑ‚ÑŒ лифты и пандуÑÑ‹, так что такие инвалиды могут, Ñкажем, ездить в метро и на автобуÑах. Мой знакомый только Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ€Ñ Ð¸Ð¼ может ходить в Ñпортзал, где мы и вÑтречаемÑÑ. Ðо тут легко почувÑтвовать границу. Ðапример, у кого-то может быть Ð°Ð»Ð»ÐµÑ€Ð³Ð¸Ñ Ð½Ð° пыльцу. Ради него, может быть, Ñтоит вырубить вÑе деревьÑ? Ркто-то не еÑÑ‚ Ñвинину (вообще мÑÑо, вÑÑ‘ краÑного цвета, вÑÑ‘ Ñолёное, вÑÑ‘ жареное). Стоит вÑегда во вÑех заведениÑÑ… иметь Ñпециальные меню Ð´Ð»Ñ Ð²Ñех таких? Ð”Ð»Ñ Ð»ÑŽÐ±Ð¾Ð³Ð¾ продукта найдётÑÑ ÐºÑ‚Ð¾-нибудь, кто его не еÑÑ‚, так что невозможно Ñделать так, чтобы понравилоÑÑŒ вÑем. Рна чьи деньги предоÑтавлÑÑ‚ÑŒ деÑÑÑ‚ÑŒ вариантов? Я за что-то такое теоретичеÑки был бы готов платить, а за что-то нет. Ð’ каких-то ÑлучаÑÑ… Ñ Ð±Ñ‹ ожидал, чтобы человек, которому что-то в Ñтоловой не подходит, не ел бы его, или пошёл бы в другое меÑто или Ñ Ñобой еду принёÑ, а не требовал, чтобы Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ было что-то оÑобое – за Ñчёт вÑех оÑтальных.
Ðо наÑчёт зебры – по-моему, именно в Ñтом Ñлучае до детей доноÑитÑÑ Ð² первую очередь именно Ð½ÐµÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð¸Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ð¼Ñ‹Ñль. ПредÑтавлÑÑŽ ребёнка, который поÑле Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‡Ñ‚ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñтого шедевра решил: а зачем пиÑать в горшок, еÑли в штаны или на пол или на диван – даже круче? Ðто, во-первых, проще, а во-вторых – оригинально, так можно заÑлужить внимание окружающих, а когда-нибудь может наÑтать момент, когда Ñ Ð²Ð¾Ð¾Ð±Ñ‰Ðµ ÑпаÑу вÑех от пожара и Ñтану извеÑтным героем.
jora | 15-Sep-09 at 11:15 am | Permalink
Здраво раÑÑуждаешь, КоÑÑ‚Ñ.
Вообще – груÑтно, что у европейцев такие вот книжки Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑ‚Ð¸ÑˆÐµÐº выходÑÑ‚. Дело в том, что Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð±Ð½Ð°Ñ Ð¸Ð´ÐµÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ, как мне кажетÑÑ, не может быть базой Ð´Ð»Ñ Ð·Ð°Ñ‰Ð¸Ñ‚Ñ‹ ÑобÑтвенной
идеологии и образа жизни и мышлениÑ. СоответÑтвенно, очень Ñкоро её может Ñменить какаÑ-нибудь более агреÑÑÐ¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¸Ð´ÐµÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ (проÑто мÑÐ³ÐºÐ°Ñ Ð¸Ð´ÐµÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ñ‚ÐµÑ€Ð¿Ð¸Ð¼Ð¾Ñти и толерантноÑти мÑгко уÑтупит ей меÑто рано или поздно), и европейÑкие ценноÑти могут переÑтать ÑущеÑтвовать. И на меÑте нашей любимой Европы окажетÑÑ ÐºÐ°ÐºÐ°Ñ-нибудь гадоÑÑ‚ÑŒ Ñ ÐºÑ€Ð¾Ð²Ð°Ð²Ñ‹Ð¼Ð¸ фанатиками…
Впрочем, возможно, Ñти опаÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñ€ÐµÑƒÐ²ÐµÐ»Ð¸Ñ‡ÐµÐ½Ñ‹, и поÑвление подобных книжек – что называетÑÑ, “издержки производÑтва”. Ведь легализациÑ, например, однополых браков не обÑзательно приводит к деградации инÑтитута Ñемьи.
КÑтати, еÑÑ‚ÑŒ там книжки Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑ‚ÐµÐ¹ типа ÑоветÑких мультиков – ну, про то, как кто-то был неправильным, что-то не так делал, потом из-за Ñтого в неприÑтноÑти влÑпалÑÑ, оÑознал и перевоÑпиталÑÑ? ПопадалиÑÑŒ такие?
КоÑÑ‚Ñ | 16-Sep-09 at 8:09 am | Permalink
КÑтати, еÑÑ‚ÑŒ там книжки Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑ‚ÐµÐ¹ типа ÑоветÑких мультиков – ну, про то, как кто-то был неправильным, что-то не так делал, потом из-за Ñтого в неприÑтноÑти влÑпалÑÑ, оÑознал и перевоÑпиталÑÑ?
Конечно. Их не так много, не то чтобы две из трёх (как мне помнитÑÑ Ð¿Ð¾ Ñвоему детÑтву), но доÑтаточно.
Ñкоро её может Ñменить какаÑ-нибудь более агреÑÑÐ¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¸Ð´ÐµÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ (проÑто мÑÐ³ÐºÐ°Ñ Ð¸Ð´ÐµÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ñ‚ÐµÑ€Ð¿Ð¸Ð¼Ð¾Ñти и толерантноÑти мÑгко уÑтупит ей меÑто рано или поздно)
Ðу, на Ñту тему можно “пораÑÑуждать на кухне” 🙂 мне неочевидно, что и как тут уÑтроено. Вот например хриÑтианÑтво – было, еÑли Ñ Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¸Ð»ÑŒÐ½Ð¾ понимаю, идеологией терпимоÑти в гораздо большей Ñтепени, чем то, что оно вытеÑнÑло.
Ведь легализациÑ, например, однополых браков не обÑзательно приводит к деградации инÑтитута Ñемьи.
Рна Ñту тему у Ð¼ÐµÐ½Ñ ÐµÑÑ‚ÑŒ мнение. Ðе проÑто “не обÑзательно приводит к деградации”. Гораздо больше – однополые браки никак, никаким образом не мешают разнополым. Те, кто “против” и Ñчитают, что то, что кто-то региÑтрирует официально брак не Ñ Ñ‚ÐµÐ¼, кому выÑтупающему кажетÑÑ Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¸Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ð¼, “приводит к деградации”, – банально желают не давать поÑторонним людÑм жить так, как они уÑтроены (и Ñами никому при Ñтом не мешают).
jora | 16-Sep-09 at 1:06 pm | Permalink
> Вот например хриÑтианÑтво – было, еÑли Ñ Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¸Ð»ÑŒÐ½Ð¾ понимаю, идеологией
> терпимоÑти в гораздо большей Ñтепени, чем то, что оно вытеÑнÑло.
Ðу, про хриÑтианÑтво Ñ Ð±Ñ‹ Ñ Ñ‚Ð¾Ð±Ð¾Ð¹ не ÑоглаÑилÑÑ. Почитай хоть, что ли, “ДеÑÐ½Ð¸Ñ Ð°Ð¿Ð¾Ñтолов”. Какой-то там новообращённый не отдал вÑÑ‘ богатÑтво общине, что-то детишкам припрÑтал – так его за Ñто апоÑтол Ñ Ð‘Ð¾Ð¶ÑŒÐµÐ¹ помощью молнией поразил… – Ñекта тоталитарнаÑ, да и только. Ð’ то же времÑ, римÑкий Ñллинизм был уже практичеÑки атеиÑтичен, и довольно-таки терпим в религиозно-филоÑофÑком ÑмыÑле (иначе не удержали бы они империю, да и культура была повыше, чем в тёмные века). ПреÑледовать хриÑтиан начали только тогда, когда Ñ Ð½Ð¸Ð¼Ð¸ началиÑÑŒ проблемы (например, первые хриÑтиане отказывалиÑÑŒ Ñлужить в армии).
То еÑÑ‚ÑŒ, хриÑтианÑтво на заре Ñвоего ÑÑ‚Ð°Ð½Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±Ñ‹Ð»Ð¾ чем-то вроде то ли белого братÑтва, то ли вакхабитов – чрезвычайно агреÑÑивной идеологией, требующей от Ñвоих членов абÑолютного подчинениÑ, и полноÑтью отвергающей плюрализм и какое-либо “уважение чужого мнениє. Ð’ то же времÑ, римÑкий Ñллинизм переживал не лучшие времена, и как Ð¸Ð´ÐµÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð¾Ð½ выродилÑÑ. Возможно, именно Ñто и помогло хриÑтианÑтву раÑпроÑтранитьÑÑ, и Ñтать гоÑподÑтвующей идеологией.
Ðу, а дальше – Ñ‚Ñ‹ÑÑча лет тьмы… в результате того, что молодое злое хриÑтианÑтво пришло на Ñмену интеллектуальной, но идеологичеÑки выродившейÑÑ Ð°Ð½Ñ‚Ð¸Ñ‡Ð½Ð¾Ñти.
Да, кÑтати, в Израиле-то (Ñ ÐµÐ³Ð¾ отноÑительно жёÑтким иудаизмом) хриÑтианÑтво-то оÑобо не прижилоÑÑŒ 🙂
КоÑÑ‚Ñ | 17-Sep-09 at 2:32 am | Permalink
Ðу, про хриÑтианÑтво Ñ Ð±Ñ‹ Ñ Ñ‚Ð¾Ð±Ð¾Ð¹ не ÑоглаÑилÑÑ.
Вообще, да, даю задний ход – в Ñтой облаÑти Ð¼Ð¾Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿ÐµÑ‚ÐµÐ½Ñ†Ð¸Ñ Ð¾ÐºÐ¾Ð»Ð¾ Ð½ÑƒÐ»Ñ 🙁 Ð’ÑÑ‘, что Ñ‚Ñ‹ пишешь, мне кажетÑÑ Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¸Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ð¼. Ð¥Ð¾Ñ‚Ñ Ñ Ð·Ð½Ð°ÑŽ, что в облаÑти, где нет базового образованиÑ, человека легко убедить в чём угодно. Вот прочитаю вÑе первоиÑточники, потом ещё вÑе комментарии к ним, и вот тогда… 🙂