Мой первый "официальный" бревет 300 км.

[Фото: я в седле]

Посередине бревета.

Бревет организовывался двумя желающими поехать на марафон Париж-Брест-Париж. Один из них, Antti, уже был там несколько раз. Второй в этот раз заболел.

В качестве подготовки я предпринял две поездки из Хельсинки на запад по берегу Финского залива. В первый раз доехал до Tammisaari (80 км), во второй -- до Hanko (120 км). Поездка в Hanko и обратно (240 км) без особого напряжения уложилась в 12 часов, и я решил, что к трёмстам километрам подготовлен. Ну и, конечно, почти ежедневные 17км до работы дают даже лучшую тренировку, чем изматывания раз в месяц.

Начало бревета было объявлено в 6:00. Рассвело уже в 5, но, встав в 4:15, я был очень доволен, что первый час светового дня мы решили всё-таки не использовать. И так слишком рано. На улице ноль градусов, прошлогодняя трава покрыта инеем, в низинах лежит туман. Хорошо, что, согласно прогнозу, не ожидается дождя, а за день до бревета и на следующий день дождь шёл.

На старт -- круглосуточную заправку с кофейней -- я приехал первым в 5:30. 5:55, ни одного велосипедиста... не может быть, чтобы я перепутал место встречи! Отправляю сообщение организатору, но от тут же отвечает, что "сейчас приедет". Оказывается, он живёт здесь рядом.

За оставшиеся 5 минут подъехали 4 человека. Из них два с голыми ушами, и один -- в перчатках на половину пальцев! У меня руки чуть не замёрзли в зимних двуслойных перчатках! Впрочем, тут такие "моржи" встречаются. А один из приехавших был на простом старом байке, с педалями даже без туклипсов, в обычной, невелосипедной одежде. Я подумал, что он, наверное, приехал проводить группу, и вскоре повернёт обратно. Я ошибался! Reijo проехал всю дистанцию ничуть не тормозя и даже регулярно вырываясь вперёд. При этом у него вообще не работал передний переключатель.

[Фото: Antti] [Фото: Jukka] [Фото: Reijo] [Фото: Robert] [Фото: Я]
AnttiJukkaReijoRobertЯ

Сам я ехал на велосипеде с рамой от Старта-Шоссе, собиравшемся как "туринг" (у этого велосипеда есть собственная страница под названием "Суп из топора") Как и в своём прошлогоднем десятидневном походе по Финляндии, я остался доволен этой машиной на все 100%. У руководителя был сильно доведённый до ума touring Trek 520 с узкими шинами, а у двоих оставшихся участников -- шоссейники Olmo. С двумя передними звёздами им не хватало низких передач на подъёмах.

Без лишних слов стартуем с небольшим опозданием. Через некоторое время Antti сообщает, что один желающий опоздал на старт, и мы подождём его в Vantaankoski, на выезде из города. Останавливаемся там минут через 40, дожидаемся.

Катит чудесно, ветер непонятно какой (значит, попутный), выходит солнце. Едем не по основному шоссе, а по одному из "велосипедных путей", условно проложенных через всю Финляндию по второстепенным дорогам. Они проходят через красивые места, хотя, естественно, набирают гораздо больше горок и километров, чем прямая дорога. Едем, на мой взгляд, медленно, я бы рванул побыстрее, но не собираюсь отрываться от лидера. В конце бревета стало ясно, что общий темп он выбрал замечательно, по крайней мере для меня.

Первая остановка -- 9:30, кофейня в Riihimäki. Попили кофе. Ещё через час -- Janakkala, первая из трёх сотен километров. Средняя скорость 25.5. Опоздавший участник поворачивает обратно, он планировал проехать не 300, а 200 километров. Остальной народ вроде не устал, решаем не останавливаться. И так, красивыми местами, тихими дорогами, доезжаем до Vojakkala, середины маршрута. 150 километров, средняя скорость по комьютеру 25.24, 6 часов в седле. Я чувствую, что, видимо, дистанцию проеду без проблем. Бывало, что на середине маршрута у меня возникали мысли "а не сесть ли в автобус, пока не поздно", но сейчас всё в полном порядке. Пьём чай/кофе в идиллической деревенской кофейне, съедая, наверное, недельный запас булочек. Пожилые местные рыбаки обсуждают, как ловится щука на открывшихся ото льда озёрах.

Ещё 50 километров. Три часа дня. Somero. Позади участок грунтовки, впрочем, довольно хорошей, и 200 км. Останавливаемся в пиццерии и как следует едим. Осталась всего-то треть пути. Я оставил свои попытки лидировать. Похоже, что от этого никому нет пользы. Лидируют по очереди двое самых "продвинутых" из нашей компании, и делают это очень ровно, без рывков, так, что группа не распадается. Как только вперёд выезжал кто-нибудь другой, в том числе я -- пять человек сразу разбивались на подъёмах. А лидерам этот бревет -- просто формальность в серии 200-300-400-600-1200 километров, о перегрузке для них нет и речи.

На последней сотне скорость всё-таки упала, один из участников (самый молодой) стал отставать. Тогда организатор стал ехать впереди него с меньшей скоростью, так, что трое уезжали вперёд, а двое ехали чуть помедленнее, особенно на подъёмах. Потом эти трое тоже одумались и поехали все вместе.

В самом конце надо было проехать около двадцати километров по городу, со светофорами и петляющими велодорожками, это совсем уронило среднюю скорость. Но опять же, руководитель не пытался "дотянуть" до средней 25, или "вписаться" в 15 часов. В результате в 15 часов мы всё-таки вписались и 300 км проехали к 9 часам вечера. Всего по моему компьютеру вышло даже 310. Под конец пошёл слабый дождик, который немного усилился позже к ночи. Как же здорово было выбрано время старта -- точно уложились в световой день (стемнело в 10), и даже не промокли под дождём. Наверняка этому помог большой мешок дождевой одежды, который я, единственный из всех участников, таскал с собой :)

Итого по спидометру:

310 км, 24.8 км/ч, 12:34 в седле, ровно 15 часов от старта до финиша. Так называемое "контрольное время" для трёхсоткилометрового бревета -- 20 часов, весьма либерально.

После дистанции я не был "разобранным". То есть, мне вполне хватило пройденного расстояния, но не было никаких болей и никакого надрыва. В этом, видимо, немалая заслуга руководителя, который выбрал доступный для всех темп и очень чётко держал его. Спасибо ему также за фотографии, сделанные телефоном со встроенным фотоаппаратом Nokia 7650 (новинка на тот момент) прямо на ходу. Оптика у этого устройства минимальная, но зато -- всегда под рукой, и в кофейне снимки можно сразу передать попутчикам на их Nokia Communicator.

Участвовать в следующем марафоне, 400 км, я не буду. Не потому, что 400 км для меня слишком много (хотя это наверное так), а потому, что не нахожу в этом смысла. Я катаюсь на велосипеде потому, что мне нравится кататься на велосипеде, а не для того, чтобы что-то кому-то доказать. Пока оптимальная дистанция моей однодневной шоссейной покатушки -- порядка 200 км, и причин проезжать за один присест гораздо больше я для себя не вижу.

3 мая 2003 г.

/Константин Шемяк (konstantin@shemyak.com) / Велосипед / Бревет 300 км Valid HTML 4.01! Valid CSS!